1.   Область применения задвижек с обрезиненным клином.

Задвижки с обрезиненным клином можно монтировать в трубопроводы, перекачиваемая среда которых не разрушает материалы, из которых изготовлены элементы конструкции задвижки. Задвижки с обрезиненным клином выпускаются с 1960-х годов множеством мировых производителей в основном для использования их в качестве запорной арматуры для систем холодного и горячего водоснабжения, водяного отопления, а также их можно использовать как запорную арматуру для канализации с нейтральной химической средой.

 2. В чем преимущество задвижек с обрезиненным клином.

Задвижки с обрезиненным клином имеют ряд преимуществ перед другими задвижками, это:

- простота конструкции с минимальным количеством деталей;

- легкость в  эксплуатации;

- ремонт требует менее квалифицированного труда и меньше трудозатрат, возможность ремонта задвижки без снятия с трубопровода;

- повышенная герметичность перекрытия (большинство производителей выпускают задвижки с обрезиненным клином с герметичностью класса «А» по ГОСТ 9544-93)

- полное перекрытие;

- малое гидравлическое сопротивление;

- полнопроходная конструкция задвижки;

- отсутствие углубления в нижней части корпуса задвижки, из-за чего не скапливается грязь мешающая движению затвора задвижки;

- значительно более низкая цена по сравнению с другими традиционными задвижками.

 

В задвижке с обрезиненным клином отсутствует углубление в днище корпуса, и поэтому нет места для скопления грязи, задвижка обладает меньшим гидравлическим сопротивлением.

В обычных задвижках в углублении корпуса собирается грязь, окалина, ржавчина, что часто мешает закрытию затвора.

 

 

3.    Как выбрать задвижку.

В первую очередь необходимо определить рабочую температуру воды. Для трубопроводов с холодной водой подойдут задвижки с температурным ограничением по эксплуатации до 75-80°С (обычно изготовители окрашивают эти задвижки в холодные – сине-голубые цвета).  Для горячего водоснабжения и отопления рекомендуем задвижки с разрешенной температурой эксплуатации до 120-150°С (обычно окрашены в теплые красно-коричневые колеры).

Задвижка должна соответствовать рабочему давлению в трубопроводе.

Если вам требуется заменить ранее стоявшую задвижку с металлическим затвором, рекомендуем выбрать задвижку с обрезиненным клином имеющую удлиненный корпус, который равен длине корпуса снимаемой задвижки и это избавит вас от организации работ по переварке фланцев на трубопроводе.

Характерный внешний вид и схема устройства задвижки с обрезиненным клином.

1. Корпус из высокопрочного чугуна.

2. Клин (чугун + покрытие EPDM).

3. Шток из нержавеющей стали.

4. Гайка штока (алюминий+бронза).

5. Прокладка (резина EPDM).

6. Верхняя часть корпуса.

7. Уплотнение штока (резина EPDM).

8. Уплотнение штока (тефлон PTFE).

9. Пыльник (резина EPDM).

10. Штурвал.

 

 

4.   Как хранить задвижку.

В помещениях с естественной циркуляцией воздуха при температуре – 40 + 50°С. Обрезиненный затвор  должен быть приоткрыт во избежание деформации резины. Входные отверстия задвижки должны быть закрыты предохранительными заглушками, чтобы не повредить внутреннюю порошковую окраску задвижки.

Не допускается попадания минерального масла или бензина на резиновые части задвижки.

На время хранения рекомендуем снять штурвал, чтобы избежать случайного закрытия задвижки и не допускать поднятие задвижки за штурвал.

При транспортировке, задвижки не должны подвергаться механическим повреждениям.

 

5.    Монтаж задвижки с обрезиненным клином.

К монтажу и эксплуатации задвижек допускается персонал, имеющий достаточную квалификацию. Порядок монтажа:

- убедится, что задвижка правильно подобрана и соответствует параметрам трубопровода;

- перед монтажом провести наружный осмотр задвижки на отсутствие видимых повреждений, проверить легкость и плавность хода;

- провести расконсервацию задвижки, снять заглушки с проходных отверстий, удалить антикоррозионную смазку;

- монтаж производить между фланцев трубопровода соответствующих размерам фланцев задвижки;

- для обеспечения плавности хода задвижки, и недопущения ее порчи,  обрезиненный клин обязательно  смочить водой;

- трубопровод очистить от грязи, окалины, песка и т.п.;

- поднимать и крепить стропальные приспособления только за корпус задвижки, категорически запрещается поднимать и перемещать задвижку за штурвал штока;

- задвижка при установке и после монтажа не должна испытывать внешних нагрузок, в том числе и от трубопроводов;

- задвижки устанавливаются в местах доступных для их осмотра и обслуживания;

-  задвижки устанавливаются на горизонтальный трубопровод маховиком вверх (допускается отклонение до 90° в любом направлении), на вертикальном трубопроводе – любое;

- установка задвижек маховиком вниз не допускается;

- при проведении сварочных работ на трубопроводе, резиновый затвор задвижки должен быть полностью открыт, не допускается попадание искр на резиновую поверхность запирающего клина задвижки;

- после установки задвижки рекомендуем запомнить точное количество оборотов штурвала от положения полностью открытой до положения полностью закрытой задвижки, чтобы в процессе эксплуатации не перетянуть задвижку.

 

6. Эксплуатация задвижек с обрезиненным клином.

- задвижку открывать и закрывать руками за штурвал плавно без рывков;

- категорически запрещается закрывать и подтягивать затвор задвижки с помощью усиления штурвала рычагами или ключами;

   При закрывании задвижки через шток на затвор передается усилие Р,которое прижимает резиновое уплотнение к корпусу задвижки по периметру затвора, места контакта указаны синими стрелками. Толщина обрезиненного слоя около 1 см, поэтому после того, как затвор уперся в дно задвижки, его свободный ход составляет не более 3÷5 мм, и при дальнейшем чрезмерном подтягивании произойдет разрушение резьбы внутри затвора. Поэтому когда вы закрыли задвижку, подождите, чтобы статическое давление в перекрытом трубопроводе снизилось после слива из него воды. Своевременно открывайте сливное устройство на перекрываемом трубопроводе.

 

- если задвижка снимается с трубопровода, в ремонт или на хранение, необходимо ее открыть, чтобы после высыхания влаги не деформировалось резиновое уплотнение;

- не допускать закрытие задвижки «насухую», т.к. из-за повышенной силы трения сухой резины крайне сложно закрыть задвижку при помощи разумных ручных усилий, что при чрезмерных усилиях закрытия может привести к деформации резины. Рекомендуется увлажнять обрезиненный клин перед «сухим» закрытием задвижки;

- не допускается эксплуатация задвижки в качестве регулирующего устройства;

- рабочее положение задвижки: полностью открыто или полностью закрыто;

- своевременно производить необходимую подтяжку втулки сальника;

- для смазывания резьбовой части шпинделя использовать смазку рекомендованную заводом изготовителем;

- запрещается  производить опрессовку трубопроводов выше рабочего давления задвижки с закрытым затвором;

- не разбирать задвижку, находящуюся под давлением,

- рекомендуется устанавливать перед задвижкой магнитно-механический фильтр.