Шаровой кран – это запорное устройство для отключения (отсечения) подачи транспортируемой в трубопроводе рабочей среды находящейся под давлением с четвертьоборотным рабочим ходом.

         Правильный монтаж и надлежащая эксплуатация шарового крана позволит продлить его срок службы и обеспечит надежную и безопасную эксплуатацию трубопроводов.

Пример конструкции латунного шарового крана STC.

1. Корпус – латунь горячепрессованная никелированная CW617N + Ni; 2. Шар затворный – латунь горячепрессованная хромированная CW617N + Cr; 3. Седельные кольца – тефлон (политетрафторэтилен) с добавкой углерода и термоприсадок на основе кремния P.T.F.E.+C+EM; 4. Шток – латунь горячепрессованная CW617N; 5. Сальниковый уплотнитель – тефлон (политетрафторэтилен) с добавкой углерода и термоприсадок на основе кремния P.T.F.E.+C+EM; 6. Уплотнительные кольца – резина EPDM (этилпропиленовый каучук); 7. Опорная шайба – тефлон (политетрафторэтилен) с добавкой углерода и термоприсадок на основе кремния P.T.F.E.+C+EM; 8. Втулка сальниковая – латунь горячепрессованная CW617N; 9. Гайка крепления рукоятки – латунь горячепрессованная CW617N или оцинкованная (хромированная) сталь; 10. Рукоятка – сталь оцинкованная с покрытием из полихлорвинила Cталь+Zn c ПВХ. Шаровой кран закрывается поворотом ручки по часовой стрелке на 90 градусов, открывается поворотом на 90 градусов против часовой стрелки. Параллельное положение рычага к оси крана указывает, что он открыт, а перпендикулярное положение ручки  к оси крана означает, что он закрыт.

Монтаж латунного шарового крана.

К монтажу (эксплуатации) запорной арматуры может быть допущен работник, имеющий достаточную квалификацию. Перед монтажом крана проверить его соответствие документации на трубопровод. Краны монтировать только после предварительной очистки внутренних частей трубопровода. Подготовить кран к монтажу следующим способом: - снять имеющиеся на кране и трубопроводе заглушки; - проверить чистоту внутренних и присоединительных поверхностей крана и трубопровода; - удалить с крана (если имеется) консервирующую смазку. При установке крана на трубу его следует держать ключом за восьмигранник (шестигранник) корпуса со стороны ввинчиваемой трубы. С противоположной стороны, придерживать и ввинчивать трубу или накручивать кран на трубопровод, категорически запрещается. Аналогичный порядок при демонтаже. При несоблюдении этого правила, резьбовое  соединение, скрепляющее обе части корпуса крана может ослабнуть или развернуться, что приведет к потере герметичности крана и потребует его замены.

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

  При монтаже разрешается использовать инструмент соответствующий размерам трубы и крана, не разрешается использовать трубный (газовый) ключ. Запрещается удлинять ключи или использовать дополнительные рычаги. Кран и трубопровод при монтаже должны быть соосны,  Устанавливать кран с принудительным натягиванием его на трубу или подтягивать трубу к крану запрещено.

       Кран можно установить совместно с трубой в любом удобном для потребителя положении, которое в будущем сможет обеспечить максимальное удобство в использовании и быстрый доступ к крану. Резьбовое соединение крана и трубы необходимо уплотнять при помощи подмотки или герметиков применяемых в гидравлических системах (ФУМ, льноволокно, герметик и т.п.). Наиболее эффективное уплотнение резьбы лентой ФУМ, т.к. фторопласт обеспечивает герметичность соединения (до 10 МПа и Т=180°С), легкое наворачивание и легкий демонтаж, фторопласт высоко устойчив  к большинству агрессивных веществ, излишки ФУМа легко выдавливаются при затягивании резьбы. Резьбовое соединение крана и трубы нельзя сильно перетягивать, т.к. это может привести к поломке корпуса крана. Производители рекомендуют: максимальный момент затягивания резьбы муфтовых латунных кранов Ду 15 (DN 15) – не более 10 Нм, Ду 20 (DN 20) – не более 15 Нм, Ду 25 (DN 25) – не более 20 Нм. Резьба на конце трубы не должна быть длиннее, чем резьба в кране, чтобы после стяжки резьбового соединения, конец трубы не упирался в уплотнительные кольца, что может повредить кран.

 

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Кран не предназначен для воздействия на него внешней механической  нагрузки.При монтаже трубопроводов должна быть предусмотрена такая конструкция крепления труб, которая полностью исключит возможность  внешнего механического воздействия на шаровой кран,  в том числе осевые, радиальные или крутящие нагрузки.

НЕПРАВИЛЬНО

 

ПРАВИЛЬНО

 

Эксплуатация латунного шарового крана.

                Необходимо помнить, что шаровой кран предназначен для быстрого перекрытия потока внутри трубопровода. Открывать и закрывать кран можно только за установленную заводом ручку, использовать инструмент или удлинять ручку категорически запрещается. Конструкция латунного шарового крана не предназначена для регулировки потока перекачиваемой среды и кран может иметь только два рабочих положения, т.е. он должен быть полностью открыт или полностью закрыт. В промежуточных положениях, из-за быстрого потока перекачиваемой среды могут быть деформированы или повреждены уплотнительные седельные кольца, что в будущем приведет кран в полную негодность и потребует его замены. Для проведения необходимых регулировок, рекомендуем после шарового крана установить регулирующее устройство соответствующее характеристикам перекачиваемой среды. Не допускается применение крана для сред с загрязнением, которые могут нанести механические повреждения прокладкам крана.Большинство производителей латунных шаровых кранов запрещают их ремонт. Производители рекомендуют: -  в случае если поворотная ручка слабо держится на штоке, необходимо подтянуть гайку (винт) крепления ручки; -  в случае протечки сальникового уплотнения штока нужно слегка подтянуть сальниковую гайку находящуюся под ручкой крана. Другие ремонтные работы шаровых кранов производителями запрещены.